Yodda - новости регионов России

Преображение Господне.

23.08.2016, 2:39

19 августа Православная Церковь отмечает Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Свято-Ильинском кафедральном соборе Россоши совершена Божественная  литургия, которую возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей. Преосвященнейшему Владыке сослужили  секретарь Россошанской епархии протоиерей Илья Безруких, клирики собора протоиерей Николай Давыдов, диакон Алексей Неделин. По окончании литургии епископ Андрей совершил чин освящения нового урожая.

Праздник Преображения Господня в народе этот называют «яблочный спас». По традиции на Руси до этого дня крестьяне не ели яблок. В наше время яблоки продаются круглый год, и мы круглый год их едим. В чем же тогда смысл праздника Яблочный Спас? Может быть, надо в какой-то момент года перестать покупать яблоки, чтобы после Преображения снова начать есть освященные?

Действительно, в бытовом околоцерковном сознании вкушение освященных яблок стало чуть ли не основным догматом, так что породило анекдот: — За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? — За то, что яблочко скушали до Яблочного Спаса…

Хотя, если вдуматься в само словосочетание «Яблочный Спас» — разве не является оно кощунственным? Ведь Спас — это наш Господь, Христос Спаситель, а Он не может быть фруктовым или овощным (медовым, ореховым). Он называется в церковной поэзии (в акафисте) Сладчайшим, но там говорится о молитве, а не о вкусовых ощущениях. Мы замечательный праздник Преображения Господня превратили в языческую суету с освящением плодов. Особенно странно эта традиция выглядит в городах, когда люди, не трудившиеся в саду, не вырастившие эти яблоки (которые раньше садоводы приносили в храм в качестве благодарности Богу, дарили Богу начатки плодов во благословение своих трудов), спешат на базары, чтобы купить их и принести в храм на «обязательное» освящение, толкаясь и мешая другим молиться на литургии.

Плоды освящали, кстати, не всегда на Преображение, иногда это делали на Успение Богородицы, если плоды поспевали только к этому времени. А православные Австралии (где лето в январе-феврале) освящают плоды на… Сретение.

Традиция не вкушать виноград (в Греции) или яблоки (в России) до освящения чисто монастырская. Ведь в монастыре все делается по уставу, благочинно, поэтому монахам и запрещался грех тайноядения (яблок) до того момента, когда вся братия принесет Богу начатки плодов, поблагодарит за Его щедроты, и потом на общей трапезе плоды разделят на всю братию. То есть монахов приучали к послушанию и соблюдению устава. Но в нашей нынешней жизни эта традиция совершенно не имеет под собой того смысла, который вкладывался изначально. Форма осталась, а содержание вытекло.

Христианин не должен совершать бессмысленных действий и обрядов. Традиция только тогда полезна и жива, когда она вносит в нашу жизнь новые смыслы, позволяет взглянуть на себя в христианстве свежим взглядом. В нынешнее время лучше бы поспевшие плоды не в храм тащить, мешая богослужению, а отнести часть от урожая в больницу, детям-сиротам, старикам в дома престарелых — вот был бы глубокий смысл: сделать добро, тем самым принося настоящую благодарность Богу.

Есть еще один смешной вопрос: на Преображение освящают яблоки — куда потом девать огрызки от этих яблок? Такой вопрос задают иногда прихожане. Для начала нужно разобраться в степени «освященности» этих огрызков. Действительно, существует довольно устойчивая традиция среди церковного люда мучиться над проблемой, что делать со «святыми» скорлупками от пасхальных яиц и «святыми» огрызками от яблок после праздника Преображения. Люди тщательно собирают мусор после трапезы и несут в храм на сожжение или, еще хуже, выбрасывают все в реку, захламляя и так не отличающиеся чистотой водоемы.

Вы были на освящении куличей и яиц на Пасху? Священник читает молитву на благословение не только яиц и «млека огустевшего», но и «брашна мяс» (а на Преображение — не яблок конкретно, а вообще плодов и овощей), а водой кропит от души… вообще все, что встречается ему на пути. Если считать, что «освятилось» все, на что попала святая вода, то надо будет беспокоиться не только о скорлупках, но и о конфетных обертках, о бутылках вина и т. п. Мало того, святая вода попадает на корзинки, на одежду, обувь, волосы, лицо… Следуя «благочестивой» логике, нужно будет не только все остатки еды закапывать или сжигать, но и собственную одежду, а умываться вообще запрещено.

На самом деле все гораздо проще. Священник не «освящает» продукты, не делает их «святыми», он читает молитву на благословение, а водой святой кропит по обычаю. Священник призывает Божию благодать на вкушение этой пищи, чтобы оно (вкушение) было на пользу душе и телу. И мы каждый день благословляем «ястие и питие рабом Твоим», когда молимся перед завтраком, обедом, ужином, осеняем пищу крестом, но ведь не беспокоимся в этом случае об отходах.

Возвращаясь к начальному вопросу, лучше всего с «освященными» огрызками поступить так: закопать их с молитвой в своем саду (или в другом подходящем месте) и надеяться, что с Божией помощью здесь вырастет райский яблоневый сад.

Источник: www.rosblag.com
09.09.2016, 14:55

Около 100 пассажиров уже воспользовались авиарейсом до Преображения. РАСПИСАНИЕ

Авиаперевозками по маршруту Владивосток-Преображение уже воспользовались около 100 пассажиров. Новый маршрут позволяет наладить регулярное транспортное сообщение с отдаленным и отрезанным сегодня о..

12.06.2016, 1:46

12 июня в Малоярославце открывается выставка «Двунадесятые православные праздники»

Муниципальное бюджетное учреждение «Музейно-выставочный центр имени И.А. Солдатенкова» представляет выставку «Двунадесятые православные праздники». Художник - С.В.Перунов, руководитель проек..

© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования